Крестовский остров

Крестовский остров

00:00 / 0:54
Поедемте на острова! Архитектурная прогулка по Крестовскому и Каменному островам Крестовский и Каменный острова — излюбленное место отдыха петербуржцев. Тут есть буквально всё, чего жаждет душа усталого горожанина: зеленые зоны, памятники архитектуры, среди которых приятно гулять, парки, пруды и реки с местами для пикников. В последние десятилетия здесь появляются еще и элитные жилые дома. К4 — один из самых необычных. Камерный малоэтажный комплекс расположен на границе между зоной спортивных сооружений вокруг исторического стадиона «Динамо» и заповедными дачами Каменного острова. В каком из здешних домов наверняка бывал «старец» Распутин? Где занимались спортом ленинградские чекисты? Какое место называют Ленинградской Венецией? Обо всем этом расскажем на маршруте.

Набережная Крестовки, 12. Особняк Клейнмихель

00:00 / 1:59
Дача Клейнмихель в двух шагах от театра, как и многие другие особняки на Крестовском острове, не доступна для посетителей: сейчас там находится Дом приемов, подведомственный Управлению делами президента РФ. Это эффектное здание построено в 1904 году для графини Клейнмихель. Мария Эдуардовна была великосветской львицей, входила в руководство «журнала красивой жизни» «Столица и усадьба». До 1914 года она проводила здесь шикарные костюмированные балы, в оформлении которых участвовал в том числе прославленный художник Лев Бакст. С началом войны Клейнмихель открыла в особняке госпиталь для увечных воинов. В разгар потрясений 1917 года аристократка решила бежать из Петрограда. Она покинула дом и на несколько дней спряталась у барона фон Пильхау, своего соседа, глядя через окно, как грабят ее дом. Затем Мария Эдуардовна просила убежища в китайском посольстве, но там ее арестовали и доставили в Таврический дворец. Ей предъявили обвинения в стрельбе из пулемета по революционным отрядам с крыши особняка и телефонных разговорах с германским императором Вильгельмом (!). К счастью, даму вскоре освободили, и в 1919 году она эмигрировала во Францию. Чтобы эвакуировать из дома хоть что-то, Мария Эдуардовна на время сборов закрыла ставни, заперла двери и повесила над входом объявление: «Вход строго воспрещен. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость». К началу 2000-х дом был сильно перестроен, а исторические интерьеры полностью утрачены.

Набережная Большой Невки, 14. Бетонный навес 1908 года и павильон фирмы «Бодо Эгерсторф»

00:00 / 1:36
Весной-летом 1908 года в Петербурге проходила Международная строительно-художественная выставка, устроенная Обществом гражданских инженеров. Основная экспозиция располагалась в Новой деревне, но ближе к открытию стало ясно, что нужно больше места для экспонатов, и устроители арендовали землю еще и на Каменном. Между двумя территориями выставки сновали небольшие пароходы. Хотя выставка длилась всего несколько месяцев, два ее временных сооружения уцелели до сих пор. Первое — павильон производившей асфальт и бетон фирмы «Бодо Эгесторф». Его спроектировал гражданский инженер Лев Александрович Ильин, будущий главный архитектор Ленинграда и автор генплана 1935 года. Домик был собран из конструкций, изготовленных той же фирмой, то есть фактически являлся наглядной рекламой. Фирма «Бодо» удостоилась Малой золотой медали «за хорошее качество бетонных канализационных приборов и труб». Рядом стоит другой экспонат — железобетонный навес товарищества «Железобетон». Навес демонстрировал пластичность и прочность нового материала. Жюри присудило конторе Малую серебряную медаль «за хорошее исполнение железо-бетонных сооружений». Судя по тому, что без ремонта навес стоит уже 113 лет, можно было дать и золотую!

Большая аллея, 13. Особняк Фолленвейдера

00:00 / 0:50
Необычный дом, также известный под именем «Сахарная голова», знаком нам по фильмам: зловещему «Господину Оформителю» и остроумным «Приключениям Принца Флоризеля». Здание возвели в 1905 году по проекту Роберта-Фридриха Мельцера для швейцарского портного, поставщика Императорского двора Эдуарда Фолленвейдера. В советское время в доме были санатории, а после распада СССР и до 2009-го — консульство Дании. Сейчас постройка принадлежит частному предприятию ООО «Бизнес-Инвест», и что происходит внутри — одна из петербургских загадок.

Большая аллея, 12–14. Дача Гаусвальд

00:00 / 1:11
Дача Гаусвальд — яркий пример архитектуры модерна и одно из первых петербургских зданий, построенных в этом стиле. Домик на Большой аллее наверняка узнают даже те, кто не разбирается в архитектуре, — здесь Игорь Масленников снимал «Приключения Шерлока Холмса», в особняке жила экранная Ирен Адлер. А Ян Фрид ставил здесь кино-оперетту «Летучая мышь». Здание построено архитектором Василием Шене в 1898 году по заказу семьи немецкого булочника Гаусвальда. Жилые комнаты хозяев находились на первом этаже, второй был отведен под кабинеты и гостиные. В советское время дачу отдали сначала под детскую колонию (то есть приют-общежитие), а потом под санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода. Деревянные конструкции сильно пострадали от грибка, из-за чего в начале ХХI века дом хотели сжечь. Но в 2017 году всё же приняли решение о щадящей реконструкции. Сегодня внутри дачи Гаусвальд офисы.

Боковая аллея, 1. Дом княгини Кугушевой

00:00 / 0:46
В 1895 году княгиня Мария Кугушева заказала архитектору Константину Прейсу проект дачи. По желанию хозяйки дом украсили в неорусском стиле. Петербургские буржуа оценили архитектуру здания, и на Прейса посыпались заказы — в том числе он поучаствовал в строительстве дачи Клейнмихель. Особняку Кугушевой повезло гораздо больше, чем соседям: в нем 50 лет располагались коммуналки, а в 1970-е здание отдали художникам. Сейчас на бывшей даче находится школа имени Кустодиева. Дача К-0. Особняк актрисы Леоновой Набережная Малой Невки, 4

Проспект Динамо, 44. Конструктивистский стадион «Динамо» и столовая «Грелка»

00:00 / 1:30
Проект стадиона, реализованный лишь частично, принадлежит архитекторам Лялину и Свирскому. Место для него выбрали не случайно — футбольные команды тренировались здесь еще до революции, когда территория принадлежала клубу «Спорт». Торжественное открытие стадиона состоялось в 1929 году, а первый матч сыграли «Динамо» (команда Главного политического управления, ГПУ) и «Локомотив» («Железнодорожники»). «Хозяевами» считались чекисты — спортивный комплекс был подчинен обществу «Динамо». Рядом со стадионом построили ресторан «Грелка» с характерным для конструктивизма ленточным остеклением. В начале блокады на футбольном поле разбили грядки, но 31 мая 1942 года на стадионе всё же провели легендарный Блокадный матч между ФК «Динамо» и условной «Командой Н-ского завода», в которую вошли в том числе игроки довоенного «Зенита». Сегодня об этом событии напоминает мемориальная доска у проходной и памятник. В наше время на стадионе находится спортивная база легкой и тяжелой атлетики и борьбы, работает тир и теннисные корты. В 2000-е годы значительную долю территории бывшего «Динамо» отдали под застройку, а другую часть модернизировали на средства инвесторов.

Крестовский, 4А. Резиденция "Крестовский IV"

00:00 / 1:09
Крестовский и Каменный острова — излюбленное место отдыха петербуржцев. Тут есть буквально всё, чего жаждет душа усталого горожанина: зеленые зоны, памятники архитектуры, среди которых приятно гулять, парки, пруды и реки с местами для пикников. В последние десятилетия здесь появляются еще и элитные жилые дома. Резиденция «Крестовский IV» построен в самой престижной части Петроградского района — на Крестовском острове. «Крестовский IV» по праву считается клубным проектом, ведь здесь всего 11 квартир, и каждая уникальна. Фасады выполнены в неоклассическом стиле, отсылающем к римской архитектурной традиции: торжественные порталы, классические колонны, благородные пропорции и элегантный декор. Проект стал триумфатором федеральной премии в сфере недвижимости Urban Awards, он завоевал Гран-при премии и был признан лучшим комплексом года элит-класса в Санкт-Петербурге. Ландшафтный дизайн выполнен бюро Futura-Architects, лауреата российских и международных конкурсов зодчества: «АРХ Москва», «Первая российская молодежная архитектурная биеннале», «Санкт-Петербургский международный культурный форум», «Архитектон». Для жителей особняка предусмотрена собственная инфраструктура: комната для медитаций и массажный кабинет для укрепления духа и расслабления тела, тренажерный зал, хаммам и парная для тонуса и восстановления. Также здесь разместится клуб-гостиная и помещения для водителей и личной охраны.

Вязовая улица, 4. Гребной клуб «Знамя»

00:00 / 1:12
Сейчас гребной клуб «Знамя» — это комплекс из двух зданий, 1899 и 1951 годов постройки. То, что старше, легко опознать по башне и барельефам с гребцами. На башенке-вышке вывешивали сигналы и наблюдали за фарватером. Автором проекта стал архитектор Евгений Эдель, сам член Санкт-Петербургского гребного общества. На втором этаже особняка располагался ресторан, в который любил захаживать Александр Блок. В советское время клуб продолжал работать — гребля считалась важным элементом подготовки будущих красноармейцев. Чтобы учреждение могло принять больше спортсменов, в 1951 году построили второй корпус. За свою историю «Знамя» воспитало больше 60 чемпионов мира и 16 олимпийских чемпионов, среди которых Юрий Тюкалов — первый советский олимпийский чемпион (Хельсинки, 1952 год). Гребцы и сегодня продолжают тренироваться на Вязовой, 4.

Проспект Динамо, 3. Особняки «Брат и сестра»

00:00 / 0:38
Два дома архитектора Александра Клейна известны среди жителей Петроградского района как Брат и Сестра, ведь их почти невозможно отличить друг от друга. Но на самом деле это скорее Брат и Брат. Александр Иванович Клейн жил на Крестовском острове рядом со своим братом Николаем Ивановичем. В 1921 году архитектор эмигрировал в Европу, а потом в Израиль, где стал профессором в Политехническом институте города Хайфа. Сейчас здания находятся на территории Клинического центра передовых медицинских технологий.

Проспект Динамо, 4. Особняк Путиловой

00:00 / 1:47
Этот особняк принадлежал Вере Александровне Путиловой, жене Александра Ивановича Путилова, одного из богатейших людей России. Александр Иванович был банкиром, фабрикантом, миллионером, председателем правления Русско-Азиатского банка и создателем Общества Путиловских заводов, нынешнего Кировского завода. Для особняка на Крестовском острове он выбрал удачное видовое место. Неизвестный архитектор возвел виллу в итальянском стиле, скрытую от случайных прохожих и выходящую главным фасадом на Малую Невку. После революции всю собственность Путилова национализировали, сам же Александр Иванович с семьей отбыл в Париж. В 1919 году в особняке размещалась красногвардейская комендатура, а через 2 года он был передан плавательному клубу «Дельфин». Тут же располагались гребная и лыжная станции. Клуб «Дельфин» был известен не только спортивными успехами, но и творческим подходом к соревнованиям: каждое состязание завершалось комическими номерами — например, пловцы прыгали в воду с зонтиком, как с парашютом, или в одежде, пропадая под водой, в то время как на поверхность всплывали шляпа, брюки и обувь. Как ни странно, с «Дельфином» и прочими спортшколами соседствовали традиционные для Ленинграда коммуналки. Их расселили во время Великой Отечественной, когда бывший особняк снова перепрофилировали, теперь в школу разведчиков. После войны здесь размещался гребной клуб, а позднее — Ленинградский научно-исследовательский институт физической культуры. Сейчас здание сдается для проведения банкетов.

Набережная Крестовки, 4. Голубая дача

00:00 / 1:44
Помимо цвета, этот особняк 1914 года постройки примечателен сохранившимися внутри росписями — в главном зале на плафоне изображены танцующие фигуры Дня, Вечера, Ночи и Утра. Но, к сожалению, попасть внутрь и осмотреть их сейчас невозможно — особняк лишь изредка сдают в аренду под роскошные вечеринки. Перед революцией дачу снял банкир и друг Распутина Дмитрий Львович Рубинштейн. Во время Первой мировой он приобрел всероссийскую скандальную славу. Банковский воротила продал акции страхового общества «Якорь» то ли шведскому, то ли норвежскому предприятию, действовавшему в интересах вражеской Германии. Акции были предлогом, в действительности иностранных покупателей интересовали планы застрахованных зданий: морских верфей, стратегических сахарных заводов и так далее. В 1916 году об этом узнали русские власти и завели на Рубинштейна дело. Его обвинили в «спекулятивных операциях с немецким капиталом», финансовых махинациях в пользу неприятеля, дискредитации рубля и спекуляциях хлебом на Волге. И по сей день неизвестно, действительно ли житель Голубой дачи был коллаборационистом или его дискредитировали конкуренты. Не сесть в тюрьму помогли связи — дружба с Распутиным и протекция императрицы Александры Федоровны. Нам известно и о других делах Рубинштейна: он на собственные деньги открыл в одном из своих домов лазарет для раненых, а на Голубой даче устраивал елки для местной детворы, дарил детям подарки и сладости.

Каменный остров. «Ленинградская Венеция»

00:00 / 1:18
Петр I мечтал видеть свой «Санкт-Петербурх» или «Парадиз» северным подобием Амстердама или Венеции с их каналами и мостами. Увы, и характер горожан, и географические условия, и настроения наследников императора не вполне способствовали этой градостроительной концепции. И всё же есть кусочки городской ткани, которые наверняка бы понравились основателю Петербурга. Один из них — место слияния реки Крестовки и Большого канала на Каменном острове. Старожилы Каменного называют его — благодаря живописности — Малой или Ленинградской Венецией. Под мостиками, перекинутыми через каналы, проложены трассы для спортсменов-гребцов. До недавнего времени здесь стояла фигура «Девушки с веслом» — икона советской монументальной пропаганды. Как нетрудно догадаться, ленинградские власти отвели это место для тренировок молодежи. В 1983 году со стороны Крестовского острова, между набережной Крестовки и Ольгинской улицей, была построена новая Гребная база, подведомственная Кораблестроительному институту. Ее высокая треугольная кровля стилизована под окрестные особняки в стиле модерн.

Набережная Крестовки, 10. Каменноостровский театр

00:00 / 1:13
Крупнейший из уцелевших в Петербурге памятников деревянного классицизма построили в 1827 году по специальному указу Николая I как Летний театр. Сам император, офицеры гвардейских полков и зажиточные дачники Каменного острова старались не пропускать ни одного представления. Зал был рассчитан на 750 человек, а его заднюю стенку можно было убрать — и летом декорацией служил цветущий сад позади здания. Из-за наводнений и в целом недолговечности дерева театр несколько раз обновляли, в последний раз — перед самой революцией, в 1915 году. В раннесоветское время здание ненадолго оказалось заброшенным, потом здесь проходили кинопоказы и развлекательные вечера, а с конца 1960-х располагался Телевизионный театр Ленинградской студии телевидения. В 2007 году началась масштабная реставрация театра. Сейчас здесь вторая сцена БДТ.
Заявка на звонок
Наш менеджер оперативно свяжется с вами.
?
?
На данный номер будет отправлен смс‑код
На ваш номер отправлен смс-код для подтверждения. Введите его в поле ниже:
?
Попробуйте заполнить форму позднее
Не получили код? Повторно код можно получить через секунд
Ошибка
Попробуйте заполнить форму позднее